Что бы еще такого сделать с ребенком, чтоб его развить?": Когда отдавать ребенка на развивающие


Что бы еще такого сделать с ребенком, чтоб его развить? – Знакомо ли вам это стремление, которое порой превращается в тревогу: отдавать ли ребенка на развивающие занятия? Как рано начинать учить читать и писать? Покупать ли супер развивающие игры и игрушки? А что на самом деле нужно ребенку от 0 до 3 лет для полноценного развития? Мы поговорили об этом с нейропсихологом Екатериной Онокой. 

- До 3 лет мозг ребенка максимально пластичен и очень быстро развивается. В этот период закладывается фундамент общего умственного развития. И на самом деле ребенок в этом возрасте каждый день интенсивно учится чему-то в естественных условиях! Просто мы, взрослые, привыкли, что обучение – это специально выделенное время и организованные условия. У ребенка до 3 лет это не так!

А как учится ребенок до 3 лет? 

- Есть такое понятие – сенсомоторное развитие. Это развитие восприятия и двигательных навыков ребенка. Через тело и ощущения ребенок воспринимает и изучает свойства предметов: их материал, форму, цвет, размер, положение в пространстве, запах, вкус, текстуру, ятемпературу. Вот эти изучение и переработка образов восприятия и есть фундамент для дальнейшего развития памяти, мышления, речи, воображения. Ребенок ощупывает предмет – он учится. Ребенок ползает – он учится, тянется за игрушкой – он учится. Поэтому обучение ребенка первых лет жизни происходит как раз через движение и развитие его чувств. Родители часто фиксируются на развитии речи ребенка, не уделяя внимания моторному развитию – давайте ребенку полноценно двигаться! Это лучший фундамент для дальнейшего речевого и вообще умственного развития! Когда дети с трудностями в обучении приходят к нейропсихологу, то, как ни удивительно, этот специалист с ребенком 8 лет не будет сидеть и учить правила орфографии, он с ним будет ползать и делать физические упражнения, которые как раз повторяют логику нормального развития малыша в первый год жизни! Получается, родители могут не прикладывать усилий в обучении ребенка на первом году жизни? - Нет, это не так! Перед родителями как раз стоит большая ответственность в том, чтобы создать для ребенка богатую для развития среду. Что это за среда? Во-первых, особенно ребенку первого года жизни, важно предоставить свободу движений, чтобы он полноценно смог пройти стадии двигательного развития, исследовать предметы в пространстве. Поэтому я рекомендую минимально использовать всякие девайсы, в которых ребенок просто лежит и ограничен в движениях, как, например, в коконах, электронных люльках, шезлонгах. И вообще у ребенка не так много возможностей показать свою компетентность. Малышу хочется хотя бы дотянуться до игрушки самому – и надо давать ему возможность эту самостоятельность безопасно, но свободно проявлять. Во-вторых, для здорового психического развития ребенку нужна надежная эмоциональная привязанность. Это важная опора для дальнейшего развития личности. Она формируется с самых первых недель жизни между малышом и близким взрослым, чаще мамой. Это дает ребенку чувство доверия к миру и позволяет спокойно его исследовать и изучать. 

Ребенку от 0 до 3 лет важно организовать богатую среду, которая состоит из: свободы движений, возможности изучать разнообразные предметы и эмоциональной связи с близким взрослым (матерью). 

Как родители могут организовать привычный быт ребенка, чтобы превратить его в богатую развивающую среду?

- В привычном быту много всего, что развивает ребенка! Даже простое мытье рук! Но только, если ребенок моет их сам! Родитель может оказать ребенку помощь, когда она ему нужна, и может уступить ему право сделать что-то самому. Конечно, мы начинаем с совместного выполнения простых действий, но постепенно переходим к самостоятельному выполнению более сложных действий, учитывая зону ближайшего развития ребенка! Что происходит при самостоятельном мытье рук с точки зрения развития мозга? Ребенок должен рассчитать в уме последовательность действий – он учится программированию и контролю. Ребенку надо придвинуть к раковине подставочку – он учится рассчитывать расстояние. Мозг улавливает информацию о положении тела на подставке – ребенку надо удерживать равновесие. Ребенок чувствует напор воды, ее температуру – это развивает тактильную чувствительность. Потом ребенок производит движения руками – он должен выполнить последовательность действий.  Более того, все эти процессы лежат в основе сенсорной интеграции, когда нервная система получает информацию от рецепторов всех чувств - осязание, обоняние, зрение, слух, вкус, вестибулярный аппарат – а затем обрабатывает их и организует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Сенсорная интеграция может протекать с разной степенью успешности у разных детей: кого-то невыносимо раздражает трение одежды о кожу, кто-то не переносит громкие звуки. Все эти особенности можно наблюдать в быту ребенка и помочь ему найти контакт с собой и миром. Я бы рекомендовала каждому родителю прочитать книгу Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция». Там простым языком описаны процессы развития нервной системы ребенка. Как еще можно обогатить быт? Покупать ребенку одежду и обувь, которые он сможет надевать самостоятельно, давать ему возможность самостоятельно есть. Только я бы не рекомендовала всякие приспособления типа стаканов-непроливаек или специальных ложек, удобных ребенку – это облегчает жизнь родителям, но никак не способствует развитию малыша. Ведь ребенок исследует мир через то, что его окружает. Как он сможет понять, что воде свойственно проливаться, если из его чашки она не прольется ни при каких условиях? Как он научится есть аккуратно, если учится в искусственных условиях?

Привычный быт ребенка можно превратить в богатую среду, если дать ему возможность выполнять действия самостоятельно, иногда помогая и учитывая зону ближайшего развития ребенка (в этой зоне находятся действия, которые ребенок пока еще может выполнить только совместно со взрослым, но постепенно сможет сам).

Чего не следует делать в обучении детей до 3 лет?

- Я скептически отношусь к раннему обучению и считаю, что не стоит превращать жизнь 3-4-летнего ребенка в школу. Наблюдается интересная тенденция – все раньше и раньше начинается подготовка детей к школе, обучение чтению и письму, но процент детей, имеющих трудности обучения в школе, растет! Как так? Исследования показали, что дети, которые в 3-4 года научились читать и писать, не имеют никаких особых преимуществ перед другими детьми в школе. При этом, если нагружать ребенка тем, для чего его мозг еще не готов и не созрел, это приводит не к гениальности, как думают родители, а к дисбалансу! Как правило, если ребенок растет в богатой среде, видит книги, видит, как читают близкие взрослые, то примерно к 5 годам, а может, и раньше, он сам начинает проявлять интерес к чтению и довольно быстро его осваивает! Бывают исключения.  Также совершенно бесполезно развивать логическое мышление у ребенка до 3 лет. Оно развивается позже – в 5-6 лет. До этого времени у ребенка ведущим является наглядно-образное мышление. Родители часто хвастаются, что ребенок к 3 годам «считает». Но по сути он просто говорит «1,2,3,4,5» – повторяет последовательность знаков, которую выучил, и это никак не связано с логической операцией счета. А вот полноценно пройденное сенсомоторное развитие, опять же повторюсь, будет надежным фундаментом в том числе и для формирования логического мышления! С ребенком до 3 лет важно много разговаривать, рассказывать ему об окружающем мире, читать ему книги, знакомить с музыкой. Я очень хорошо отношусь к изучению иностранных языков в раннем возрасте, хотя знаю, что у нас в стране относительно этого много педагогических мифов и предрассудков. Но исследования нейрофизиологов, нейропсихологов, наоборот, показывают массу преимуществ – маленький ребенок усваивает языки гораздо быстрее и на уровне носителя. 

Раннее обучение ребенка тому, к чему его мозг еще не готов и для чего не созрел, приводит не к гениальности, а к дисбалансу!

Какие игрушки лучше всего выбрать для ребенка до 3 лет?

Я против мультисенсорных игрушек, которых особенно много в магазинах для детей от 0 до 1 года. Почему? Я считаю, что мы должны научить ребенка, в первую очередь, концентрироваться, удерживать внимание. Это точно очень большой вклад в его будущее. Взрослые, которые получают удовольствие от своей работы – это те, которые умеют концентрировать внимание. Такие люди менее склонны к зависимому поведению, потому что могут удерживать образ будущего, цель. На мультисенсорной игрушке невозможно сконцентрироваться из-за обилия стимулов: цвета, звуки, формы, поверхности! Ребенок нажимает на все кнопки подряд. Самые полезные игрушки – простые! Например, обычный деревянный сортер с формами, где ребенка ни цвет, ни звук не отвлекают от зрительного сопоставления ячейки с фигуркой. Также важно знакомить ребенка с разными фактурами и материалами. Большинство игрушек пластиковые, а это обедняет ощущения.  

Лучшие игрушки для детей от 0 до 3 лет – простые, тренирующие концентрацию, а не рассеивание внимания.

Рекомендованные книги для родителей:

  • «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» Л. Петрановская

  • «Ребенок и сенсорная интеграция» Д. Айрес

  • «Тайны мозга вашего ребенка» С. Вонг, С. Амодт


Избранные посты

Недавние посты

Архив

 © 2017 Выбор родителей, Россия, г. Москва, ул. Маршала Рыбалко 2, корпус 6, офис 262, тел.: 8 (499) 651 - 49 - 14 

При копировании материала прямая ссылка на сайт обязательна.​​